Сирийский экспресс

Сирийский экспресс

Кто подставил плечо Башару Асаду

В мае 2011 года Евросоюз ввел санкции на поставки оружия в Сирию. Внутриполитический конфликт в этой стране, постепенно перераставший в гражданскую войну, тогда оценивался как прелюдия к скорому свержению правительства Сирии руками поддержанной Западом оппозиции. Однако вскоре ситуация изменилась.

Россия, воздержавшаяся в свое время от блокирования резолюции 1973 Совбеза ООН, положившей начало открытому вмешательству НАТО в конфликт в Ливии, на сей раз прямо и недвусмысленно поддержала руководство Сирии. Это сразу придало конфликту в этой стране иной характер. Получая из России боевую технику и вооружение, а также благодаря помощи Ирана, Дамаск смог оказать вооруженным отрядам оппозиции, поддерживаемым западными странами, Турцией и монархиями Персидского залива, жесткое сопротивление, не допустив распада армии и силовых структур.

До Алаида

Военно-техническое сотрудничество РФ и Сирии поддерживалось и ранее, хотя его объемы были совершенно несопоставимы с советским периодом. С началом боевых действий они стали расти.

Номенклатура поставок, впрочем, серьезно изменилась. Раньше в контрактах с Дамаском весьма значительную роль играла авиация и системы ПВО, однако после того как конфликт разгорелся в полную силу, поставки боевых самолетов были фактически остановлены, а систем ПВО значительно сокращены. В частности, Дамаску так и не передали обещанные системы С-300.

В условиях противостояния с многочисленными иррегулярными формированиями сирийские военные нуждались прежде всего в восполнении быстро расходуемых запасов техники и вооружения сухопутных войск, отодвинув амбициозные планы перевооружения на потом.

Заказанное Дамаском вооружение шло из России главным образом по морю на зафрахтованных гражданских судах из балтийских или черноморских портов. И именно на море произошли два инцидента, послуживших главной причиной развертывания операции, которую в российской, а затем и в зарубежной прессе назвали Сирийским экспрессом.

11 января 2012 года судно Чариот компании Westberg Ltd под флагом государства Сент-Винсент и Гренадины, совершавшее рейс из Санкт-Петербурга в Латакию, было досмотрено в кипрском порту Лимассол. На борту находился груз компании Рособоронэкспорт основного экспортера российского вооружения и военной техники.

Власти Кипра, несмотря на эмбарго ЕС, позволили судну продолжить путь, но с условием изменения маршрута. Ожидалось, что Чариот направится в Турцию, однако в итоге корабль прибыл в другой сирийский порт Тартус, при этом с борта было снято оборудование системы AIS (Automatic Identification System), используемое для установления местонахождения и курса торговых судов.

Власти США обратились к российскому руководству с просьбой дать разъяснения о характере перевозимого груза. Москва от объяснений отказалась. Как сообщил на пресс-конференции глава МИД Сергей Лавров, действия России соответствовали международному законодательству. Министр добавил также, что Москва не будет руководствоваться односторонними санкциями, введенными другими государствами.

В июне 2012 года близ побережья Шотландии был остановлен сухогруз Алаид, у которого по требованию британского правительства отозвали страховку, ранее выданную компанией Standard Club. Сухогруз доставлял в Сирию отремонтированные в России вертолеты Ми-25 (экспортная версия вертолета Ми-24Д) и системы ПВО.

Алаид находился в собственности компании Volcano Shipping NV, зарегистрированной на Кюрасао, оператором выступала сахалинская компания ФЕМКО. Корабль без последствий вернулся в российские воды, выгрузив военный груз в Мурманске, однако стало ясно, что схему поставок нужно менять. К риску ареста гражданских транспортов добавился еще один, не менее, если не более существенный: перевозчик такого груза мог лишиться страховки, что практически исключало возможность фрахта торговых судов для военных перевозок в Сирию.

Запуск экспресса

Оставалось только задействовать ВМФ, располагающий как набором вспомогательных судов, так и десантными кораблями. Главное преимущество военного корабля его флаг, дающий права экстерриториальности. Попытка ареста или задержания такого корабля равносильна нападению на страну, которой он принадлежит.

Корабли ВМФ уже эпизодически использовались для транспортировки некоторых специальных грузов из России в Сирию, но теперь флот фактически превращался в единственного оператора, способного доставлять грузы такого рода.

Рейсы больших десантных кораблей (БДК) Черноморского флота по маршруту Новороссийск Тартус начались уже летом 2012 года. Но на Черном море кораблей этого типа не хватало, пришлось задействовать и другие флоты. В восточном Средиземноморье иной раз находилось 5-6 российских БДК сразу.

Дальние походы

В ходе операции российские БДК проекта 775, в свое время построенные в Польше по заказу ВМФ СССР в 1970-80-х годах, продемонстрировали выдающуюся надежность. Не сильно уступали им и корабли проекта 1171 советской постройки 60-х годов.

Так, 18 декабря 2012 года на боевую службу из Балтийска вышел БДК Балтфлота Александр Шабалин. Ожидалось, что поход продлится 2,5-3 месяца, но Шабалин побил все рекорды, вернувшись на главную базу Балтфлота лишь 14 января 2014 года. Корабль провел в море без малого 13 месяцев 392 дня, в том числе 283 ходовых суток, пройдя 47,1 тысячи миль (более 87,2 тысячи километров, что больше двух длин экватора). За это время он разгрузился в Тартусе 12 раз. Кроме того, принял участие в учениях ВМФ России в Черном и Средиземном морях.

Российские корабли ненадолго заходили в Новороссийск для погрузки, Тартус или Латакию для разгрузки и снова в море. Так, БДК Тихоокеанского флота Пересвет и Адмирал Невельской вернулись домой во Владивосток лишь спустя 281 сутки, проведя в походе 9 месяцев и 6 дней.

В среднем длительность боевой службы для десантников превысила полгода, причем многие корабли за это время прошли этот цикл два-три раза и более. В общей сложности Сирии помогали 16 из 19 БДК, находящихся в составе ВМФ России, в каждый отдельный год на маршрут экспресса выходило, как правило, 9-10 кораблей.

Сирийским экспрессом по маршруту Новороссийск Тартус (или до Латакии) прошли шесть из семи кораблей Черноморского флота, по четыре десантных корабля Северного и Балтийского флотов (все имеющиеся), и два из четырех БДК Тихоокеанского флота. Общее число походов БДК по маршруту Сирийского экспресса по состоянию на конец лета 2015 года превысило 100, из них около 60% приходится на корабли Черноморского флота, более 20% процентов на балтийские, более 10% переходов сделали БДК Северного флота, и оставшееся число пришлось на тихоокеанские корабли.

Длительными походами отличились и другие боевые корабли, многие из которых в период 2012-2014 годов провели на боевой службе 150 суток и более. Интенсификация выходов ВМФ России в Средиземное море в целом совпадала с очередными обострениями у берегов Сирии, однако, к сожалению, возможности флота серьезно ограничивались старением корабельного состава и его резким сокращением в постсоветские годы. Россия наверняка держала бы у сирийских берегов более внушительную группировку ВМФ, однако из числа надводных кораблей 1-го ранга в боевой линии на западе сегодня находится лишь крейсер Москва, флагманский корабль Черноморского флота, ныне возглавляющий российское соединение в Средиземноморье.

Остальные крупные корабли западных флотов России, к сожалению, не готовы к походу в Средиземное море. Единственный российский авианосец Адмирал Кузнецов только недавно вышел из ремонта и еще не приведен в боевую готовность. Тяжелый атомный ракетный крейсер Петр Великий недавно встал на ремонт, который закончится уже после Нового года. Также пока не завершены ремонт и модернизация на однотипном с Москвой североморском Маршале Устинове и на самом ходовом корабле ВМФ России с 2000-х годов БПК Адмирал Чабаненко.

Дефицит инструмента

Конечно, на линию сирийского экспресса встали бы и предназначавшиеся для Тихоокеанского флота универсальные десантные корабли типа Мистраль. Транспортные возможности 20-тысячетонных УДК слишком привлекательны, чтобы от них отказываться. ВМС Франции, в частности, уже использовали корабли этого типа для доставки военного снаряжения в Сенегал во время операции в Мали в 2013 году.

Как известно, вертолетоносцы России не достались, но необходимость наращивания экспедиционных возможностей флота вполне осознается руководством страны. О планах постройки десантных кораблей новых проектов Ленте.ру сообщал и главком ВМФ адмирал Чирков, и представители Объединенной судостроительной корпорации.

Пока же остается надеяться, что флоту хватит ресурса и ремонтных мощностей для поддержания в исправности имеющейся группировки БДК, и ждать ввода в строй первого корабля нового проекта 11711 Иван Грен. Сирийская глава не дочитана еще и до середины, а история не завершится и с ее окончанием.

Автор Илья Крамник
Источник

Результаты работы военных советников России в Сирии. Русский перевод.

Когда речь заходит об операции России в Сирии первое, что приходит в голову большинству людей – это участие...


31 comments

  1. Дмитрий Мозалевский

    Учитывая Наши реальные сроки постройки кораблей, закладка и начало строительства вышеупомянутых десантных единиц , должны осуществляться уже сейчас. Чего тянем ?

  2. Алексей Игнатьев

    Виктор, на оон и так пожеланию кому надо кладут кирпичи! эта организация по большему счету не дстолько для правил, сколько для понимания друг друга, все мы разные, менталитет разный, нам американца сложно понять, им нас и тд..

  3. Станислав Панин

    Виктор, мы и так перевозим что хотим

  4. Гриша Золотов

    Мереке, так грена то и строят уже 12 лет

  5. Анатолий Занько

    Виктор, Посмотрел я на эту подлодку, чем то напоминает Антея.

  6. Гриша Золотов

    Мереке, в некотором смысле АСЗ аналог Севмаша, только очень подуставший аналон

  7. Анатолий Занько

    Виктор, Да, но в случае чего ей хана, а всё время плавать с другой подлодкой не камельфло. Десантная подлодка будет атомной и большой, заметить её будет легко.

  8. Гриша Золотов

    Мереке, и мало того, всего будет 2 новых БДК а дальнейшие перспективы не ясны

  9. Анатолий Занько

    Виктор, я тебе про другие проблемы, что бы подлодка смогла нести скажем два БТРа и пехоту и при этом с комфортом для экипажа и десанта её размер будет не меньше Дмитрия Донского, носовая часть должна быть очень аргономичной, чтобы она была оптекаема, прочна и к тому же должен быть люк для выезда техники и пехоты. Это самая большая проблема, если сделать хрупкой при погружении корпус развалится, не оптекаемой, плыть не сможет.

  10. Гриша Золотов

    Мереке, он самый, можно попробовать Залив загрузить БДКшками

  11. Виктор Лис

    Анатолий, Всё уже давно есть. Просто лодка станет болле лёгкой, более прочной, более бесшумной, более защищёной и более надёжной чем та что разработанная в 70-ых годах. Тяжелая транспортно-десантная АПЛ проекта 717.

  12. Мереке Саянов

    Гриша, че ита?? 1171 бдк в ссср они и строили

  13. Виктор Лис

    Вообще считаю полным бредом участвовать во всяких там ООН и так далее. Просто заявить что мы не являемся участниками организации и это означает что законы написанные для ООН нас не касаются. А если какая либо страна состоящая в ООН и тому подобных организациях хочет с нами сотрудничать, то всегда пожалуйста. При такой ситуации такие организации просто не могут нормально существовать. Для таких организаций является обязательным, что бы такие государства как Россия участвовали в этих организациях.

    И блин. Жаль что у нас так и не появились десантные подводные лодки. На них можно было перевозить кучу грузов.

  14. Мереке Саянов

    Гриша, я знаю. Но надо восстанавливать его. Эт не дело такой завод крушить

  15. Мереке Саянов

    Нужно клепать бдк как пирожки. А грена еле еле строят блеать се за пиздец???

  16. Виктор Лис

    Анатолий, Это подводная лодка. Её защита это её незаметность!

  17. Мереке Саянов

    Гриша, если зарядить ССЗ янтарь заказами чисто БДК будет же заебись. Лет на 12 будет сок

  18. Анатолий Занько

    Виктор, Но они были бы беззащитны, на вооружение места не было бы. Пока технологии не те. В будущем да, сейчас очень спорно.

  19. Гриша Золотов

    Мереке, если корветы начнут нормально строить, то глядишь и другие заказы подгонят и поднимется завод

  20. Мереке Саянов

    Гриша, его не во всю силу строят. Если добрать рабочих и поставить на поток будет сэкси шмэкси

  21. Виктор Лис

    Анатолий, Вообще то десантные подводные лодки как класс были разработаны и почти приступили к их производству. Но из за многих факторов пришлось заморозить.
    Десантный корабль тоже большой. Но его не заметить не реально. Попробуй погружённую подлодку на глубину свыше 100 метров обнаружить в 5 океанах. Тебе поможет в этом миллиарды тонн золота потраченные на разработку и установку глубоководных датчиков. Это я к тому что проще продать страну чем разрабатывать такую систему для обнаружения подлодок. А у стандартных систем есть ограничения по дальности обнаружения.
    Подлодка может подплыть к берегам штатов и залечь на дно. Ни кто её не заметит и не додумается искать. Да и хрен ты найдёшь подлодку в режиме тишины. Ни кому это не удавалась.

  22. Анатолий Занько

    Виктор, есть ещё одна проблема, десантный отсек, он должен быть сильно укреплен для выдерживания давления, плюс в случае пробоины в этом месте, подлодка сразу пойдёт на дно. И кто му же опыт строительства чего то изощерённого потеряли, много времени уйдёт на конструирование

  23. Мереке Саянов

    Гриша, так грен это модернизация этого проекта

  24. Гриша Золотов

    Мереке, может быть — может быть, но лучше бы на янтаре строили фрегаты

  25. Мереке Саянов

    Гриша, не. С звезды надо аналог севмаша делать а то те прихуелм. Конкуренция все дела

  26. Гриша Золотов

    Мереке, я думаю не стоит янтарь загружать БДКшками, не их профиль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *